Воскресенье, 19.05.2024, 18:40
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с.Дубровки Спасского района

Меню сайта
2024 - ГОД СЕМЬИ
Банк педпрактик
Закон РФ
ПФО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Урок – концерт "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
01.02.2011, 18:35
   Тема: « Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»), Ю.Друниной «Зинка», М.Джалиля «Варварство» ».
   Цели:
- познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина, М.Джалиля, Ю.Друниной;
- силой слова и музыки воздействовать на души детей;
- развивать мышление учащихся, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ;
- воспитывать любовь к поэзии разных народов.
   Оборудование: компьютер,  экран, баян, презентация «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», высказывание на доске В.Лебедева-Кумача – эпиграф урока, портреты поэтов (М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина, Ю.Друниной, М.Джалиля), выставка творческих работ учащихся, посвящённых 65 – летию Победы в великой Отечественной войне.
   Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.Лебедев-Кумач (1943 г.) 
   Ход урока. 
 
1. Вступительное слово учителя.
 (1 слайд) Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. Давным-давно была война, Давным-давно прошла она, Для тех, кто жил, Она была когда-то…
 (2 слайд) Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое время? Ответ на этот вопрос заключается в строчках, принадлежащих Лебедеву-Кумачу, взятых к сегодняшнему уроку эпиграфом: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…»
 
2. Сообщение темы урока: Стихи и песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Это произведения Михаила Исаковского, Булата Окуджавы, Льва Ошанина, Алексея Фатьянова, Юлии Друниной, Муссы Джалиля и многих других поэтов. (Звучание песен и стихов сопровождается показом слайдов) (Звучит запись песни «Священная война») - 2мин.37 сек. (3 слайд)
 
3. Литературно-музыкальная композиция.
Учитель: Сколько их – прекрасных, незабываемых! В них запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского солдата. Ученик: Ночь. Землянка. Фитилёк Разгорелся еле-еле. Что же рано ты прилёг? Погляди, как дремлют ели. (Две ученицы (И.Гришкина и М.Пономарёва) читают наизусть стихотворение Ю. Друниной «Зинка») – 2 мин. (4 слайд)
 
Учитель: До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и веселые.
 
 Ученик:
Я бы с песни начал начал свой рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
С этой песней первой бомбы свист,
Наша сила, мужество и горе.
И неслось, как лозунг, как призыв,
Над страной в одном едином хоре.
 
Учитель: Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига. Ученик: Что такое подвиг? Это значит, в бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.
 
Ученик:
Мир – короткое, лучезарное, искрящееся счастьем слово.
Война – это нескончаемые бомбёжки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки.
Мир и война – несовместимые понятия.
(Звучит стихотворение Е.Винокурова «Москвичи» в актёрском исполнении.) - 0 мин.51 сек. (5 слайд)
 
4. Беседа по прочитанному стихотворению.
Учитель: - Вы прослушали стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи». В чтении актрисы мы слышим суровые ноты, голос человека, пережившего трагедию войны, горькие, скорбные интонации.
- Сравните актёрское чтение с исполнением песни. (Звучит запись песни «Москвичи») – 1 мин.28 сек. (6 слайд)
- Какие эпитеты вы подобрали бы для характеристики эмоционального содержания песни?
Ответ учащихся: Волнующая песня, грустная, задушевная, лиричная, мелодичная.
 
5. Продолжение литературно – музыкальной композиции.
Учитель: Почти 65 лет мы живём без войны, и столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.
 
Ученик: За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны.
 
Ученик: Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за свободу и независимость нашей страны. Имя татарского поэта Муссы Джалиля стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Мусса Джалиль казнён фашистами в тюрьме в 1944 году. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
(В исполнении учителя звучит стихотворение М. Джалиля «Варварство») – 3 мин. (7 слайд)
 
Учитель: В годы Великой Отечественной войны литература, искусство были душевными поверенными героического народа. Творчество и подвиг слились воедино. Стихи и песни во все времена были бойцами. А в суровые годы они особенно нужны были народу. Они помогали людям идти по огненным дорогам войны, сквозь страдания и смерть. Песни военных лет… они поражают пронзительным лиризмом.
Звучит песня
– И уходит суровая усталость,
И тает дым пороховой.
Земли родной окопный запах
Вдыхается, как луговой настой.
(В исполнении И.Гришкиной и М.Пономарёвой звучит песня «Журавли») – 4 мин.09 сек. (8 слайд)
 
 Ученик: Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненные огненным дыханием эпохи. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. (Чтение стихотворения М.Исаковского «Русские женщины») (Баурина Наташа – 10 класс) – 2 мин. (9 слайд)
 
Учитель: Прозвучало стихотворение Исаковского о судьбе русской женщины, о тех испытаниях, которые выпали на её долю в годы войны. Наравне с солдатами, она ковала победу, делала всё возможное, а порой и невозможное для того, чтобы приблизить её. Мать, жена, любимая вселяли веру в солдат, давали им силы для борьбы. Ученик: Безымянная слава Исаковского несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом», « Враги сожгли родную хату».
 
Ученик: Я бы с песни начал свой рассказ, У которой трудное начало. Сколько раз, холодных зимних раз Нас в землянке песня согревала. Принесли комбата в медсанбат. Врач сказал: «Не доживёт до ночи». «Мне бы песню, - прошептал солдат, - Я до песни с давних пор охочий!»
(В исполнении Барышевой О.В. звучит песня «Враги сожгли родную хату») – 4 мин. ( остаётся 9 слайд)
 
Учитель: Прослушана песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, решённая М.Исаковским и М.Блантером в трагическом ключе: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С напряжением пели эту песню исполнители, как, например, Марк Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, которая была поистине всеобщей.
 
Ученик: Самой популярной песней М Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин в зелёной фуражке – пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
 
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему? Ответ учащихся: Скорее всего потому, что в ней очень умело сочетаются лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нём.
 
Ученик:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни сокровенной,
Что, как символ радости неслась
Над Софией, Будапештом, Веной.
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днём и зимнею порошей,
Мы её носили в вещмешке,
Самой ценной, самой лёгкой ношей.
И быстрей, чем вести из газет,
От Москвы к высотам Сталинградским,
Песня шла по кругу, как кисет,
С самым крепким табаком солдатским.
(В исполнении М.Пономарёвой звучит песня «Катюша») - 2 мин. (10 слайд)
 
 6. Сообщение ученика:
«История создания песни «Катюша». Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Нашу «Катюшу» знают во всём мире. Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая «Катюша».
 
 7. Продолжение литературно-музыкальной композиции.
Ученик:
Я бы с песни начал свой рассказ.
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
Им портретов не было в газете,
Но прославлен их нелёгкий путь,
И народ, воспевший песни эти!
 
Ученик: Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки,»- писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал песню «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи. Ученик: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «Песенка о пехоте» и другие.
 
Ученик: Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная фронтовая, и слушают они её и поют со слезами на глазах. (Исполняется песня «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Окуджавы) (Гришкина И., Пономарёва М., Тихонов О.) – 2 мин. (11 слайд)
 
Учитель: Дороги войны… От Бреста до Москвы и обратно… Сколько их пройдено. И всюду с воинами шагала песня. Песня жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу. А вместе с песней жил и неразлучный её спутник – баян. (В исполнении группы детей (Гришкина И., Пономарёва М.. Спирин С., Тихонов О.) звучит песня «Дороги». Слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова) – 2 мин. (12 слайд)
 
Ученик: Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя. Учитель: Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны. К сожалению, и в послевоенное время то здесь, то там вспыхивают горячие точки: Афганистан, Нагорный Карабах, Дагестан, Грузия, Ингушетия, Чечня… И вновь звучат выстрелы, и вновь льётся кровь, и вновь в трудные минуты и в минуты отдыха на помощь нашим ребятам приходит ПЕСНЯ, которая лечит, вдохновляет, успокаивает, вселяет надежду! (В исполнении С.Спирина и О.Тихонова звучит песня «Боевым награждается орденом») – 3 мин.34 сек. - (13 слайд)
 
8. Заключительная беседа: (14 слайд)
Учитель: Сегодня мы ещё раз вернулись на несколько лет назад, в огненные сороковые. И помогли нам в этом стихи и песни поэтов Великой Отечественной. - Ребята, каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня вами? Ответ учащихся: - Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством любви к Родине, родному дому. Учитель: - Какую тему поднимает каждая из песен? Ответ учащихся: - В каждой из песен звучит тема памяти, раздумья о судьбе Родины, о родных и близких, воспоминания о военных путях-дорогах. Учитель: - Что сближает фронтовые песни с песнями народными? Ответ учащихся: - Фронтовые песни исполнялись народом и написаны были для народа. Сюжет таких песен близок и понятен народу: это защита родной земли, своего дома, родных, любимой.
 
9. Чтение ученических стихотворений, посвящённых 65-летию Победы.
Учитель: В память об этой великой дате, о войне будут сегодня звучать стихи ребят, юных поэтов нашей школы. (Чтение ученических стихотворений детьми)
 
11. Подведение итогов урока. Оценка учащихся. Я хочу поблагодарить вас, ребята, за сегодняшний урок и оценить ваши ответы и выступления на «отлично».
 
12. Задание на дом: Попробуйте дома сами сочинить стихи о Великой Отечественной войне.
Категория: Методическая копилка | Добавил: dubrovki2007
Просмотров: 13389 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проект СПК....
Программа РСО ПО
ЗОЖ
Всероссийский тест
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz