Воскресенье, 19.05.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с.Дубровки Спасского района

Меню сайта
2024 - ГОД СЕМЬИ
Банк педпрактик
Закон РФ
ПФО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

«Путешествие в Соединённые Штаты Языкознания, на планету Русский язык"
29.01.2011, 12:33
Тема урока: «Фонетика. Согласные звонкие и глухие».
Цели:
1.Повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
2. Повторение и систематизация знаний, полученных ранее по теме «Согласные твердые и мягкие»; наблюдение и выявление различий в образовании звонких и глухих согласных; соотнесение звуков в пары по звонкости/глухости; отработка умений различать звуки согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые.
3. Развивать внимание, творческие способности учащихся, речь четкую, выразительную, орфографическую зоркость, умение обобщать, делать выводы.
 4. Воспитывать самостоятельность, навыки исследовательской деятельности, работы в группах, приучать к серьезному изучению любого предмета, в частности, русского языка.
Задачи:
- повторить и систематизировать знания, полученные ранее по теме «Согласные твердые и мягкие»;
- создать проблемную ситуацию, провести наблюдение над образованием звуков при помощи речевого аппарата, сделать выводы о различиях в образовании звонких и глухих согласных;
 - соотнести звуки в пары по звонкости/глухости, выявить непарные звонкие и глухие; - закрепить на практике знания, полученные на уроке: умение различать на слух звонкие и глухие согласные, выявление несовпадения в произношении и написании некоторых слов (оглушение звонких), повторение орфограммы №3;
- дать представление о звукописи. Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: игра – путешествие.
Оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, ОК «Фонетика. Графика», презентация «Согласные звонкие и глухие», карта «Соединённые Штаты Языкознания», печатные листы «Творческая мастерская» по теме «Согласные звонкие и глухие», тестовые работы (3 варианта), опорная карта-схема «Звонкие и глухие согласные», сигнальные карточки, житоны.
Ход урока.
I. Организационный момент (приветствие).
- Ребята, я хочу посмотреть, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите сигнальную карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Посмотрим, какое настроение будет у вас в конце урока.
- На партах у вас лежат житоны, которыми вы будете оценивать свои ответы. Житон красного цвета – за правильный ответ, житон синего цвета – за неполный ответ. В конце урока вы сможете обменять житоны на оценки.
- И сегодня мы работаем с листами на печатной основе, это будет наша творческая лаборатория.
II. Вступительное слово учителя.
- Урок у нас необычный. Мы попытаемся сделать его сказочным и волшебным, отправляясь в чудесное путешествие на планету Русский язык в страны, названия которых нам хорошо знакомы. Давайте вспомним, какие страны есть на планете Русский язык? (Орфография, фонетика, морфемика, синтаксис, морфология, лексика).
- Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны отгадать девиз, под которым оно пройдёт.
Работа в «Творческой лаборатории»
- Вам нужно собрать девиз из заготовок и записать его. Задание №1 в творческой лаборатории.
После ответов учащихся девиз проявляется на экране:
Презентация:
- 1 слайд. «Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело, держать слово, подходить к людям с открытой душой» (лист, №1).
- Как называются словосочетания, из которых состоит наш девиз? (Фразеологизмы).
- Молодцы! - Познакомимся с маршрутом нашего путешествия (на доске карта «Соединённые Штаты Языкознания»).
- Сегодня наша остановка вновь в загадочной, чудесной стране Фонетика, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для нас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим всё, что знаем о звуках.
III. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.
а) - Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи)
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные)
- Охарактеризуйте каждую группу звуков. Гласные звуки- ударные и безударные. Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие.
- Назовите звуки, не имеющие пар по твёрдости – мягкости.. (Всегда твердые – ж, ш, ц; всегда мягкие- ч, щ, й). Презентация:
 б) проверка домашнего задания: слайд 2.
- «Вспомни и назови парные звуки по твёрдости – мягкости!» - устно.
в) следующее задание «Узнай жителей Фонетики!» Нужно выбрать и подчеркнуть слова, которые называют жителей страны
Фонетика – 3 слайд (на листах, №2). (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный).
– 4 слайд «Проверь!»
IV. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
- Тема нашего урока «Согласные звонкие и глухие».
- 5 слайд. Мы поговорим о том, как образуются звонкие и глухие согласные, какие пары бывают по звонкости-глухости, а какие согласные не образуют пар – 6 слайд.
IV. Объяснение нового материала.
- 7 слайд (картинки с изображением стола, шкафа, журнала).
- Назовите предметы, которые вы видите на экране.
- В каком из слов, обозначающих предметы, имеются только звонкие согласные звуки, в каком – только глухие, а в каком - и те, и другие? (журнал, шкаф, стол).
1) Работа с опорными схемами. (на доске нарисованы 2 звонка-колокольчика)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вот такой весёлый звонок-колокольчик нарисован здесь. Буквы, обозначающие звуки [б], [в], [г], [д], [з], [ж] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит им упасть со звонка, как они теряют свой звонкий голос, оглушаются и только шумят. Первую группу согласных называют парными звонким согласными, они состоят из голоса и шума, а вторую – парными глухими согласными, они образуются при помощи шума.
- А вот ещё один звоночек.
- Согласные [й,л,м,н,р] тоже сидят на звонке и звенят, но у них нет пар, и поэтому они называются непарными звонкими согласными, или сонорными. А согласные [ц,ч.щ,х] забились в угол и шипят, но их никто не слышит. Называются они непарными глухими согласными.
V. Закрепление изученного материала.
- Итак, мы вооружились некоторыми знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий.
1.Перед вами пословицы: - 8 слайд.
1)У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет. (на листах, №3) - Какие звуки обозначают буквы Б, В, Г на конце и в середине слов? - Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.) - Вспомним, как проверить написание согласной в конце и в середине слова? Какая это орфограмма? - В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью. - 9 слайд.
2. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака (читает ученик) – 10 слайд (запись на листах, №4). А теперь без грамоты пропадёшь, Далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, На воротах номера не прочесть! - "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится – 11 слайд.) Перепишите пословицу. Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах из пословицы: 1 вариант - грамоте, 2 вариант - всегда. Физкультпауза. 1) Не поворачивая головы, поводить глазами вправо, влево. Вверх. Вниз. 2) Круговые вращения головой: 3 раза влево, 3 – вправо. 3) Сильно зажмурить глаза и открыть.
3. Работа с сигнальными карточками на закрепление нового материала.
- Я зачитываю слова, а вы определяете, какой здесь начальный звук (звонкий или глухой) и поднимаете карточку соответствующего цвета. Красная карточка – звонкий согласный, синяя – глухой согласный. 12 слайд: Синий, каша, боец, гиря, кость, зонт, чайка, мяч, щука, театр, ветка, животное.
4. Представьте, что мы с вами чудесным образом попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян пословицы, запишите их. Работаем вновь в нашей «Творческой мастерской». (на листах, №5): 1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила (читают «перевод» вслух).
5. Работа по учебнику. а) Упражнению №277 (на листах, №6, проверять «по цепочке»).
 6. Решите фонетические задачи (на листах, №7) – (2 ученика на доске в это же время). а) к количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала. (4 твердых согласных [б], [з], [н], [л] +2 глухих согласных [щ'] и [ц] – 4 глухих согласных [ф], [с],[к,],[ч] =2) б) запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: муж, торг, ноль, суд, ель – [шум, крот, лён, туз, лей].
8. Игра «Звуки заблудились» (на доске, с опорной схемой). - Нужно распределить буквы, обозначающие парные звонкие и глухие звуки по своим местам на нашем весёлом звонке. ( 1 ученик на доске, остальные на листах, №8).
9. Индивидуальная работа с тестовыми заданиями (3 варианта).
10. Загадки – шутки. - Отгадать загадки, записать пары слов, подчеркивая буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости (лист, №9). Когда я с буквой «Д», по мне плавают гуси, С буквой «Т» - мною гонят гусей? (пруд-прут) С буквой «Г» на мне цветы растут, С буквой «К» - я сам на грядке? (луг–лук) С глухим согласным я наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на раздолье? (колос–голос) С глухим траву она срезает, Со звонким – и листочки объедает? (коса - коза) С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нем мы обитаем? (том – дом) С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким – как огонь горячий. (шар – жар)
VI. Обобщающая беседа. Работа с печатной таблицей «ОК 1. Фонетика и графика». - Ребята, мы выполнили все задания жителей страны Фонетика. Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней. - Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.) Назовите их. – 13 слайд. - Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? - ([л], [м], [н], [р], [й']) - При образовании этих звуков голос преобладает над шумом. - Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими?- ([х], [ц], [ч'], [щ']) – - 14 слайд. - Как называется приём усиления звуковой выразительности? (Звукопись)
VII. Подведение итогов. – 15 слайд (итоговая запись - выводы).
Выставление отметок.
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Посчитайте ваши житоны и обменяйте их на оценки.
VIII. Задание на дом: стр. 116, 118 учить правила, упр. 279.
Категория: Методическая копилка | Добавил: dubrovki2007
Просмотров: 2909 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проект СПК....
Программа РСО ПО
ЗОЖ
Всероссийский тест
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz