Вторник, 07.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с.Дубровки Спасского района

Меню сайта
2024 - ГОД СЕМЬИ
Банк педпрактик
Закон РФ
ПФО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Активизация познавательных интересов учащихся на уроках математики
[ Скачать с сервера (47.1 Kb) ] 07.12.2020, 13:24

 «Активизация познавательных интересов учащихся на уроках математики».

«Четкость и глубина изложения учебного материала учителем,

ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и

товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком,-

залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое,

заинтересованное отношение к учению, формирует

познавательную самостоятельность»

В.Ф. Шаталов.

Методическая проблема, над которой я работаю «Активизация познавательных интересов учащихся на уроках математики».

  Развитие ребёнка неразрывно связано с его активностью. Любое развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.

 В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, активно проявить свои возможности - это направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и собственного «я».

  Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности является не только и не столько то, было ли его школьной оценкой«хорошо» или «удовлетворительно». Важнее то, насколько в процессе обучения развиты желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных оценок, а общего развития личности.

 Отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? 

 Рассмотрим способы активизации мыслительной деятельности учащихся для развития творческих способностей учащихся как результат систематического применения логических задач на различных этапах урока математики. В своей работе для активизации мыслительной деятельности учащихся использую: логические задачи, представленные в различных видах – анаграммы,  символико-графические тесты, комбинированные задачи, таблицы, схемы, графы; разнообразный дидактический материал; проекты математического содержания.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Учитель заботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использует это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

 Элементы занимательности, игры, использование исторического материала, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления. Живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Необходимо отметить, что ученики заинтересованы в применении мультимедийной технологии, которая способствует лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению с традиционными, является то, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, раскрывающей практическую значимость темы. Среди технических новинок, особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски на уроках помогает сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

 Организация учебного процесса, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций, дает большой толчок активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению.

  Для осуществления формирования логического мышления учащихся можно составить систему развивающих заданий по темам:

  • аналогия;
  • вычисления
  • исключение лишнего;
  • классификация;
  • логические задачи;
  • перебор;
  • задачи с геометрическим содержанием;
  • задачи «на переливание»;
  • задачи-шутки;
  • ребусы;
  • занимательные задания.

Система развивающих заданий

Аналогия

Например:

1.Уменьшаемое - разность, множитель - ….?

2.Продолжите ряд:

а) 1, 5, 13, 29,….б) 1, 4, 9, 16,…. в) 7, 19, 37, 61,…г) 1, 8, 27….

3.Найдите правило нахождения числа, стоящего в средней клетке первой строки. И по этому правилу вставьте в пустую клетку пропущенное число.

 

hello_html_m4c8beb00.gif

4.Пять разбойников делят добычу в 50 золотых. Делят добычу они следующим образом:

1) Самый старший из них предлагает вариант дележа добычи. 
2) Все (включая самого старшего) голосуют.
3) Если за этот вариант дележа проголосует более половины разбойников, то на этом дележ добычи заканчивается.
4) В противном случае все остальные убивают самого старшего разбойника и дележ начинается снова с пункта 1).

Каждый разбойник в первую очередь хочет сохранить себе жизнь, на втором месте в его списке приоритетов стоит получение как можно большей доли. Каков будет результат дележа?


 

5. Поменяйте местами синие и черные фишки. Разрешается двигать фишки только на смежное пустое место:

Поменять местами фишки

6. У вас есть автомобиль с пустым баком вместительностью 20л и есть три бочки с топливом, каждая по 100л. В автомобиле можно увезти не больше одной бочки. Как при таких условиях проехать максимальное расстояние, если на 1км расходуется 1л топлива? 

7. Всем известна задача про переправу с одного берега на другой волка, козы и капусты. Эта задача ее разновидность.
Итак, есть трехместная лодка, одно из мест забронировано человеком. Нужно переправить на другой берег козла, капусту, двух волков и собаку, причем собака в ссоре с волком, козел неравнодушен к капусте, а волк и собака не могут оставаться наедине с козлом.

Вычисления 1. У вас есть 1000 монет и десять пустых кошельков. Вам нужно распределить все монеты между кошельками таким образом, чтобы по запросу вы могли выдать любое число монет от 1 до 1000. Причем выдавать монеты можно только вместе с кошельками, перекладывать монеты между кошельками нельзя. Как это сделать?

2. Нам обоим вместе 63 года. Сейчас мне вдвое больше лет, чем было вам тогда, когда мне было столько лет, сколько вам сейчас. Сколько лет мне и сколько лет вам? 

Задачи-шутки

1.Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он на самом деле стоит. Сколько стоит гусь?

2.Сколько концов у двух палок; у трех палок, у пяти с половиной палок?

3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?

4.Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6.

Занимательные задачи.

1.Сколькими нулями оканчивается произведение всех чисел от 1 до 100.

2.Вдоль всей траектории забега поставили 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через три минуты. За сколько минут он пробежит весь путь? и т.д.

В результате использования различных подходов в изучении математики, формируется способность к логическому мышлению, вырабатывается способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, повышает математическую направленность ума.

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: dubrovki2007
Просмотров: 122 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проект СПК....
Программа РСО ПО
ЗОЖ
Всероссийский тест
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz